Хотя мы не сильно разбираемся в тонкостях фотографии, как то — многочисленных марках фотоаппаратов, их разрешении, в куче опций и кнопок, различных насадках и объективах, постановке освещения, балансе «белого»,
зумах, фокусах, троссиках, штативах, бликах, светорассеивании и прочая-прочая-прочая, нам, тем не менее, тоже хочется сфотографировать свой нехитрый скарб под названием «личная коллекция», чтобы потом показать друзьям и обсудить с ними все тонкости своих монет. Собственно это и было одним из побудительных мотивов покупки мной цифрового фотоаппарата пару лет назад. С этого и начался мучительный опыт приобретения собственного опыта.
Ну начну по порядку. Первым в этом списке стоит фотоаппарат. До того, как купить его, я, признаться, думал, что фотоаппарат — если и не 100% успеха, то по крайней мере 99%. С наступлением цифровой эры (или как сказал бы один модный писатель — «падением цифровой крепости») у нас, чайников, появился шанс. Раньше, когда существовали только пленочные камеры и сопутствующие им проявители-закрепители, его у нас точно не было. Сами, наверное, помните тот трепет, который тебя охватывал, при посещении фотоателье. Про мыльницы я даже не вспоминаю — ближе двух метров снимать ими было невозможно, какие уж тут монеты? Итак, развитие прогресса дало нам шанс. Грех было им не воспользоваться. Но какой аппарат выбрать? Давайте обсудим этот вопрос. Вообще говоря, у цифровика есть одна характеристика, которую мы все (в смысле — чайники) пытаемся выяснить, толкаясь в магазинах, — это разрешение его светочувствительной матрицы. Речь идет о тех самых пресловутых мегапикселах. Почему то нам кажется, что чем их больше, тем лучше будет картинка и значит лучше всего выбрать фотоаппарат с предельным разрешением. Это мнение не лишено основания. Насколько я понимаю, внутри камеры картинка разбивается на квадратики (пикселы) и каждый квадратик окрашивается в определенный цвет. Наш глаз, когда рассматривает эту мозаику, воспринимает картинку интегрально. Когда квадратики мелкие, все нормально, но чем они крупнее, тем грубее картинка, тем яснее видна мозаичная сущность картинки. Что означает разрешение 3,2 мегапиксел, как на моем фотоаппарате? Это означает, что картинка разбивается на 2048 * 1536 квадратиков (по другому 2048*1536=3145728 пиксел или примерно 3,2 Мпк, как пишут в руководстве). Много это или мало? Достаточно, чтобы напечатать фото размером со стандартный лист А4 и зернистось не будет видна, — утверждают в том же руководстве. И если вы не собираетесь печатать плакаты на стенку, то все камеры разрешением больше 3 Мпк вам не нужны . И я полностью подписываюсь под этим утверждением: люди, не надо сходить ума и платить кучу денег за мегапикселы! Хорошо. Но можно задать вопрос и по другому — «а достаточно ли это для фотографирования монет?» Мой ответ опять — да, но кое-что надо пояснить. У любой камеры с оптикой есть еще одна важная характеристика — минимальное фокусное расстояние, т.е. такое расстояние, при котором объектив еще может сфокусироваться на предмете съемки. Казалось бы чего проще — если монетка маленькая — поднеси поближе объектив, раз и — готово! Ан нет. Ближе минимального фокусного расстояния ваша камера просто не сфокусируется. И хватить ли разрешения вашего цифровика, чтобы сделать качественное фото — еще вопрос. Однако, я покажу ниже, что это проблема может быть легко разрешена. Итак, первое мое утверждение — камеры 3,2 Мпк вполне достаточно, чтобы снимать монеты!
Итак, я приобрел фотоаппарат Canon IXUS IIs (смотри фото выше) со следующими характеристиками: разрешение — 3,2 Мпк, мин. фокусное расстояние — 10 см. Заплатил что-то около $350. Хорошо помню, как топтался в магазине, сжимая потной рукой бумажки в кармане — а не взять ли из этой же серии, но покруче — Canon IXUS 500 ($550) с разрешением 5 Мпк и мин. фокусом 5 см. Опыта фотографирования монет не было никакого, а интуиция по поводу всех этих чисел (достаточно или нет?) молчала. Зато громко стонала жаба известно из какого места. Она и победила. По прошествие этих лет могу сказать абсолютно точно — она была права. Спасибо ей за добрый совет.
Но почему Canon? Очень просто — потолкавшись среди профи и полазив в интернете, я понял следующее. Все навороченные фирмы, которые предлагают цифровики, такие как Panasonic, Samsung, Sony и т.д. имеют опыт в создании электронных устройств, но никакого опыта — в собственно фотографировании. Canon среди них отличался как раз 50-летним опытом в фотографии. Утверждалось, что такой качественной матрицы с естественными цветами на фото нет ни у кого. Приобретя некоторый опыт — готов подписаться — это правда. Впрочем, конкуренты тоже развиваются и общий уровень все равно потихоньку сравнивается. Поэтому особенно напряженно размышлять над маркой цифровика смысла не имеет. Kodak или Canon — если хотите чуть поестественнее цвета на фото. Sony, Panasonic, Samsung — если хотите чуть понакрученнее электронику.
Итак, я купил камеру и хорошо помню как прибежал домой и дрожащими от нетерпения руками сфотографировал свою первую монету. Я положил ее на подоконник, выставил режим «макросъемка», при котором минимальное фокусное расстояние 10 см., приблизил объектив примерно на 10 см. к монете (ближе нельзя!) и прямо с рук нажал на спуск. Меня мучил вопрос — хватить или не хватить разрешения при ограниченном фокусе? Получилось что-то вроде этого (вытащил это фото из своего архива) — здесь все цвета и освещение сохранены такими, какими они были рождены камерой. Разрешение данной картинки получилось 450 на 400 пиксел (я специально сделал рамку для фото как раз 450 на 400 — так сказать в ее естественных размерах). Тут надо напомнить, что исходное разрешение всего фото, конечно, 2048 на 1536, но пустые края обрезаются и получается 450 на 400. Признаюсь сразу — я был расстроен. Конечно, фото денария получилось — видны основные детали и легенда. Но надо понимать — это предельное разрешение, ближе камеру не поднесешь. «Блин, не хватило! Нужно было брать Canon IXUS 500!» — помниться подумал я. Но менять камеру не пошел, во многом из-за того, что бытовые снимки были выше всяких похвал, и не монетами же едиными жив человек.
Сейчас, с высоты уже некоторого опыта вспоминаю о тех волнениях с улыбкой. Приступаю к изложению советов и всяческих финтов, которые накопились с опытом, позволяющие на непрофессиональной камере с бытовым разрешением в 3,2 Мпк делать снимки вполне себе удовлетворительного качества. Так как мы чайники не имеем возможности создавать навороченные установки для качественного фотографирования, то исходным набором наших инструментов будет (смотри фото ниже): пластмассовая подставка в виде трубки диаметром меньше размера монеты, лупа «Свердловск» с линзами 4-х и 10-и кратного увеличения плюс, конечно, сам фотоаппарат. В комплект я положил и денарий молодого Марка Аврелия 145 года, с которым мы сейчас будем производить манипуляции.
Итак, сначала — освещение. Мое глубокое убеждение: ничего лучше природного мягкого рассеяного света еще не придумано. Никаких электрических лампочек и ламп дневного света! Необходимо избегать так же солнечной погоды или даже переменной облачности — из-за облаков солнце все равно создает резкую тень. Терпеливо ждем сумрачного неба в сплошных свинцовых облаках, так милых русскому сердцу. Идеально было бы организовать освещение монеты со всех сторон, но дома это сделать не просто, так как свет идет от окна. Летом фотографировать лучше на балконе. Если речь идет о зиме, то лучше всего расположиться на подоконнике. Возможным (но необязательным) решением тут было бы дополнительная подсветка монеты со стороны комнаты с помощью зеркала. Впрочем, это уже некоторое излишество.
Обсудим для чего нужна пластмассовая подставка для монеты. Для этого я нарисовал следующую пояснительную схему. Дело в том, что все дешевые непрофессиональные цифровики имеют автоматическую фокусировку. Считается, что таким фотоаппаратом будет пользоваться обыватель, и ему незачем самому наводить резкость на объект съемки. А раз так, то и такой опции ему не предоставляют. В моем фотоаппарате, например, есть так называемая «система самофокусировки с зачатками искусственного интеллекта» — предмет гордости разработчиков. Когда вы поджимаете кнопку спуска, то эта «интеллектуальная система» сама выбирает в кадре точку, на которую она фокусирует объектив. Точка это обозначается зеленым квадратиком. Легко заметить, что при совершенно одинаковой диспозиции, камера может сфокусироваться на разные предметы в кадре. Такое свойство, конечно, для семейных снимков не смертельно, но для съемки монет — может быть фатальным. «Интеллект» аппарата заключается в том, что по распределению интенсивности света в кадре, он выбирает какие-то выделяющиеся объекты и их захватывает. Иногда совсем не то, что мы хотели бы сфотографировать. Таким образом, интеллекту этому надо помочь. Если положить монету просто на ровную поверхность, то система будет хаотическим образом предлагать вам для фокусировки кроме самой монеты еще и всякие неровности и шероховатости на этой поверхности. Ведь с ее точки зрения монета и поверхность на которой монета лежит находятся в одном фокусном разрезе, т.е. корректно расщепить эти объекты система не может. В результате, даже если ваш зайчик застыл на монете, — все эти хаотические дерганья по кадру бесследно не проходят. В этом случае абсолютно точно сфокусироваться камера не может. Мы обходим эту проблему элегантно — просто ставим для монеты маленькую подставку и кладем ее на нее. Тут важно, чтобы диаметр подставки был меньше размера монеты, иначе она будет вылезать в кадр. Теперь интеллект камеры уже точно знает, что интерес ваш в этом кадре — монета, а не белая поверхность, и она уверенно фокусируется там где надо. В качестве бонуса мы получаем однородный слегка размытый фон — прекрасное обрамление для нашего денария. Перед съемкой надо подготовить фотоаппарат: включить режим «макросъемки», поставить опцию на максимальное разрешение снимка — 2048 на 1536, проверить баланс белого света и обязательно отключить вспышку. Мы готовы!
Итак, я кладу денарий Марка Аврелия на подставку, располагаю камеру над ней таким образом, чтобы подставка не торчала из под монеты, то есть по возможности вертикально. Слежу за тем, чтобы расстояние от поверхности денария до кромки объектива было примерно 10 см. Линейка тут не нужна, так как можно слегка приближая камеру, производить поджатия спуска и до тех пор пока интеллектульная система фокусируется, — расстояние больше 10 см. В тот же момент, когда она не сможет этого сделать — раздасться писк. Вернемся чуть-чуть назад и еще раз фокусируется. Все готово для снимка. Задерживаем дыхание и аккуратно дожимаем спуск. Уф! Есть фото! Встает такой вопрос — а нужен ли штатив и тросик для съемки? Ведь руки — ненадежный инструмент и всегда дрожат, особенно в понедельник утром. Теоретически да — нужен и штатив для закрепления камеры над монетой и тросик, посредством которого будет производиться спуск (без последнего — штатив бессмыслен, так как возмущение все равно будет внесено вашей рукой в момент спуска). Но практически — это вопрос выдерживания одного уровня допустимых пределов качества съемки. Странно покупать штатив, если вы съэкономили на фотокамере, объективе и специальном освещении. И наоборот, логично продолжить нашу политику экономии, отказавшись от штатива, тем более. что результаты получаются вполне нас устраивающие. Тем не менее, камеру в момент спуска надо держать крепче, локти рук лучше упирать обо что-нибудь, дыхание задерживать и быть абсолютно трезвым! При минимальной тренировке процесс быстро налаживается.
Фото есть! У нас получился снимок, представленный выше — я его показываю таким, каким он вылез из нашего еще дымящегося фоторужья. Разрешение снимка 2048 на 1536, но большую часть поля занимает ненужный нам фон, который мы обрезаем в любом графическом редакторе. Я воспользовался программой Microsoft Photo Editor, который поставляется с Windows и есть на любой машине. Выделяем на снимке ту область, которая нам нужна и кликаем на команду CROP. Все! — вот он наш Марк Аврелий собственной персоной на блюдечке. Размер полученного снимка 490 на 450 (я сделал окошко как раз на 490 на 450, чтобы снимок был в своих естественных размерах). Не очень много, но вполне, чтобы все детали были ясно видны. Переходим к следующему этапу — осветлению картинки и наведению контрастности. Мы можем поиграть яркостью и контрастностью в том же Microsoft Photo Editor — стоит пару минут подергать рычажки, как понимание что нам надо быстро приходит в голову (смотри снап-шот экрана слева). Можно использовать для коррекции снимка и более сложные графические программы. Например, в комплект постаки моей камеры, компания Canon положила мне прекрасный графический пакет ArcSoft Photoimpression 5. Здесь можно корректировать фото как вручную, так и полуавтоматически — система предлагает несколько вариантов контрастности/осветления, которые по ее мнению наилучшим образом представляют картинку. Иногда ее варианты гораздо более тонко настроены сконструированы, ведь программа играет и цветами!(смотри снап-шот экрана справа). Все что остается сделать пользователю — это выбрать наилучший вариант. Впрочем, есть и другие программы, например, широкоизвестный в узких кругах продвинутых интеллектуалов пакет PhotoShop. Но это уже дело вкуса каждого. Достойна упоминаяния еще одна маленькая графическая програмка под названием Lview. По моему мнению так компактно записывать jpg-файлы не умеет ни одна программа. А как это важно — понимает, наверное, любой, кто хоть раз размещал графические файлы на сайте.
Но — двигаемся дальше. Теперь мы можем раскрасить фон, на котором изображена монета. Так как он у нас получился мутно-расплывчатым — красится он элементарно, автоматически — посредством заливки. Воспользоваться можно любым из перечисленных графических редакторов. Мягкий фон в некричащих тонах тут предпочтителен. Цвет не должен забивать изображение самой монеты. Фотография аверса денария Марка Аврелия готова, ее конечный вид выглядит так:
По-моему получилось совсем не плохо. Для презентации общего плана вполне подходит. Но что делать, если хочется разглядеть мелкие детали вроде структуры поверхности, царапины, отбельные буквы? Очевидно сами возможности фотокамеры, а именно ограничение на фокусное расстояние, не позволяют сделать снимок более высокого разрешения. Кстати зумом эту проблему не решить, так как минимальное фокусное расстояние — есть функциональная особенность оптики данного фотоаппарата и не зависит от перемещения линз между собой при зуме. Так что же делать? Обычно профи тут дают два совета — поменять камеру на более дорогую или более профессиональную. Ну этот совет нам не очень подходит, потому как это и не совет вовсе, а так — усмешка свысока. Второй совет — купить объектив-насадку на существующую модель, которая бы расширила возможности фотоаппарата. Но опять же — не на каждую модель есть насадки. Но мой фотоаппарат, например, такие не предусмотрены. Хочешь менять насадки? — покупай другую, разумеется, более дорогую модель, где сменный объектив будет предусмотрен. Итак, круг замыкается. Нет выхода? Есть, конечно. Давайте подумаем вместе — а что такое собственно этот объектив насадка, за который надо отдать кучу денег, да еще не везде он навинтится? Грубо говоря, это дополнительная оптическая система, которая, будучи пристыкована к основной, меняет ее минимальное фокусное расстояние. А раз так, светочувствительную матрицу можно подвинуть ближе к объекту съемки и сфотографировать его с большим разрешением. Стоп! А чем собственно обычная линза хуже всех этих насадок? Да ничем! И, рассуждая теоретически, понятно, что если перед объективом фотокамеры поместить обычную лупу, скажем, 10-кратного увеличения, то это уменьшит минимальное фокусное расстояние в 10 раз! То есть мы можем приблизить такой объектив на расстояние 1 см. к объекту съемки и увеличить разрешение тоже в десять раз (смотри схему)!
А как дело обстоит с практической точки зрения? Собираем ту же установку, что и прежде — на подоконник ставим подставку, на нее кладем монету. Затем раскрываем лупу и прислоняем ее плоской стороной к объективу фотокамеры. Если съемка происходит из вертикального положения, удобно держать левой рукой лупу, на которую опирается объектив, а правой рукой — держать сам фотоаппарат. Вся остальная процедура — та же самая. На фото, представленном слева, была использована 4-х кратная лупа. После съемки снимок был обработан в графическом редакторе. Как мы видим, результат превзошел все наши ожидания. На этом фото мы можем различить все самые мелкие детали на монете, все царапины и выбоины. С таким разрешением уже можно делать выводы о подлинности монете, выявлять подделки. Нужно отметить, что применяя такую технологию съемки, получить четко сфокусированное фото всей монеты нереально — необходимо стараться поймать именно тот участок монеты, который нам интересен. Здесь конечно требуется несколько набить руку, но в целом ничего сложного в этом нет. Попробуем прозондировать область монеты вокруг глаза Марка Аврелия с большим разрешением. На этот раз используем лупу с 10-и кратным увеличением и получаем изображение с прекрасным разрешением. На этот раз хорошо видна вся структура металла вокруг глаза. Можно заметить, что в глубине рельефа залегает густая черная патина, что однозначно свидетельствует в пользу подлинности денария. Фактически мы с вами из простых подручных средств сколотили что-то вроде неплохого микроскопа с возможностью записи изображения в цифровом виде на компьютере. Большим плюсом такого подхода в сравнении простым наблюдением монеты в окуляр микроскопа, является возможность без спешки рассмотреть все детали поверхности на экране, а также разделить эти изображения с коллегами. При желании можно увеличить изображение еще больше. Для этого я увеличил последнюю картинку в районе глаза Марка Аврелия с помощью стандартного вьюера «Программа для просмотра изображений и факсов». Сильной стороной этой программы является технология сглаживания межпиксельных границ. Таким образом, картинка кажется даже больше сглаженной, чем она есть на самом деле. Затем достаточно просто взять снап-шот и вот пожалуйста — получилась такая картинка. Вот таких результатов можно добиться даже с помощью простенького цифровика с небольшим разрешением, если всего лишь чуть-чуть пошевелить извилинами. Как говориться: глаза бояться — руки делают. Теперь, наверное, вы и сами сможете ответить на вопрос — сколько пиксел должен выдавать ваш фотоаппарат, чтобы можно было без напряжения фотографировать монеты.
Источник: http://www.trajan.numizmat.net/
Ключевые слова: полезности, Фото монет