металл: медно-никелевый сплав белого цвета.
Диаметр — 31 мм.
Толщина по краю —2,3мм.
Масса — 12,8 г.
Тираж: всего 2,0 млн. экз., в том числе 35,0 тыс. шт. улучшенного качества.
Повторный выпуск монеты (новодел) с теми же физическими параметрами и только с качеством proof-like. Тираж — 55 тыс. экз.
150-летие со дня рождения русского химика Д. И. Менделеева*.
8 февраля 1984 г.
Художник — Ю. А. Лукьянов.
Автор лепки — СМ. Иванов.
Чеканка произведена на Ленинградском монетном дворе.
В 1988 году был осуществлен повторный выпуск монеты (новодел) с теми же физическими параметрами и только с качеством proof-like. Тираж — 55 тыс. экз.
Чеканка повторного выпуска монеты произведена на Московском монетном дворе.
Боковая поверхность (гурт): на монетах выпуска 1984 г. надпись «ОДИН РУБЛЬ ¦ ОДИН РУБЛЬ «»; на монетах выпуска 1988 г. надпись «ОДИН РУБЛЬ • 1988 • Н •>.
* —Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907) — русский ученый и общественный деятель. Химик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог, метеоролог, педагог, воздухоплаватель, приборостроитель, энциклопедист. Одно из наиболее известных открытий —периодический закон химических элементов. Занимаясь вопросами воздухоплавания, Д. И. Менделеев, во-первых, продолжает свои исследования в области газов и метеорологии, во-вторых, развивает темы своих работ, вступающих в соприкосновение с темами сопротивления среды и кораблестроения. В 1875 году он разработал проект стратостата объемом около 3600м1 с герметической гондолой, подразумевающий возможность подъема в верхние слои атмосферы (первый такой полет в стратосферу осуществлен был О. Пикаром только в 1924 году). Д. И. Менделеев спроектировал управляемый аэростат с двигателями. Летом 1887 года он осуществил свой знаменитый полет. Д. И. Менделеев был увлечен возможностью с аэростата впервые наблюдать солнечную корону во время полного затмения. Он предложил использовать для наполнения шара не светильный газ, а водород, который позволял подняться на большую высоту. Являя собой развитие исследований газов и жидкостей, труды Д. И. Менделеева по сопротивлению среды и воздухоплаванию находят продолжение в работах, посвященных кораблестроению и освоению арктического мореплавания. В 1901-1902 годах Д. И. Менделеев создал проект арктического экспедиционного ледокола. Учёным разработан высокоширотный «промышленный» морской путь, подразумевавший прохождение судов вблизи Северного полюса. Теме освоения Крайнего Севера посвящено 36 работ.
Ключевые слова: 1984, vf, Медно-никелевый сплав, Юбилей